Воскресные завтраки с #fashionfamily: Nelva
Белорусские дизайнеры - люди публичные, привычные к вниманию со стороны журналистов. Но на официальных пресс-конференциях невозможно близко "подойти" к личности и узнать простые вещи о жизни, предпочтениях и взгляде на современность. Агентство PR и коммуникаций "Открытый подиум" организует воскресные завтраки с представителями #fashionfamily. Во время неспешных бесед за чашкой кофе мы будем общаться, делиться впечатлениями и обсуждать все самое интересное и важное в модном мире.
Александр Шитко - главный дизайнер бренда Nelva, выпускник Белорусской академии искусств, лауреат международных фестивалей и конкурсов среди дизайнеров одежды.
Миссия компании Nelva - создание одежды, являющейся акцентом образа успешной женщины.
Здравствуйте!
Здравствуйте!
Все хорошо. Сегодня великолепная погода, я, наверное, из Бреста вам ее привез.
Вы часто бываете в Минске?
К сожалению, в последнее время очень редко. Хочу вас поблагодарить, что вытянули меня в столицу. Я прекрасно прогулялся по центру города. Минск стал очень красивый.
Давайте начнем разговор о работе. Вы – командный игрок? Может ли об этом идти речь в коллективе, состоящем из творческих единиц (дизайнерское бюро)?
Ну, это все, безусловно, так, но мы работаем в коммерческой сфере и не можем заниматься чистой воды творчеством. Конечно, ты должен стать частью единого целого. Да, я - командный игрок, потому что управляю достаточно большим дизайнерским коллективом (7 человек), который в данный момент трудится над коллекциями бренда. С другой стороны, мы должны учитывать и мнение потребителей, поэтому я работаю в тесной связке и с коммерческим директором, и с отделом продаж, и с отделом маркетинга. Мы все одна большая команда. Дискомфорта по этому поводу никогда не было. У меня достаточно большой опыт в профессии и я прекрасно понимал, куда я иду, чего от меня ждут. В этой связи я никаких проблем особо не испытывал.
Ваше настроение влияет на рабочий процесс (лично ваш или при проекции на подчиненных)?Или роль музы переоценена, когда приходится работать в промышленных масштабах?
Вы знаете, я исхожу из того, что если ты себя считаешь профессионалом, то весь негатив, комплексы должны оставаться за дверью. Если пришел работать, то обязан работать. Я не могу инфантильно оправдывать срыв каких-то сроков тем, что меня не посетила муза. Безусловно, я не витаю в облаках, но предложить потребителю что-то новое достаточно тяжело, то есть ряд каких-то мучительных поисков имеет место. Но все равно ты должен вовремя уметь приземлиться и делать ту работу, которую от тебя ждут и в определенные сроки. Поэтому муза, наверное, в данном случае все-таки немножко переоценена. Были случаи, когда дизайнеры сталкивались с проблемой творческого кризиса. Именно по этой причине в компании Nelva работают только опытные дизайнеры. Мы стараемся не приглашать в команду людей, которые еще только ищут себя в профессии, потому что там есть еще ряд каких-то амбиций. Люди еще не умеют вовремя взять себя в руки, собраться и понять, что для того, чтобы добиться успеха ты должен работать в команде, а не замыкаться и считать себя непризнанным и непонятым художником и так далее. Все должны понимать степень ответственности.
Ваш учитель в профессии? Человек, который заставил вас поверить в себя?
Мне, наверное, повезло с людьми на протяжении моего пути в профессии. Я достаточно давно окончил Белорусскую государственную академию искусств (в 2000 году) и очень ценю всех: преподавателей, коллег, тех, кто учился со мной. Но хочу сказать об одном человеке. В свое время я активно участвовал в конкурсах для молодых дизайнеров. Был такой конкурс «Белая амфора» в Витебске и как-то после показа ко мне подошел председатель жюри, российский дизайнер Владимир Зубец. Он просто дал мне свою визитку и сказал, что впечатлен тем, что увидел. И предложил ему позвонить, чтобы дальше продвинуть коллекцию в Москве на других конкурсах. Я этот момент запомнил, так как не ожидал, что люди, которые уже достигли определенных вершин в профессии могут быть настолько открыты и доступны, могут так запросто похвалить. Спустя десять лет мы случайно с ним встретились в Москве на одном семинаре для профессионалов. Владимир спросил, где я сейчас работаю, и, услышав о Nelva, отметил, что знает этот бренд и рад за меня, так как это крутой проект.
Почему вы тогда не воспользовались возможностью позвонить ему?
Я исхожу из того, что весь мир открыт для меня и если я хочу что-то изменить в своей жизни, то я всегда могу это сделать. Но сейчас меня все устраивает. Если ты не будешь двигаться, а просто ждать что на тебя все упадет с неба, то, конечно ничего не произойдет. Любой твой успех зависит от тебя. Сейчас меня все устраивает, нравится то, чем я занимаюсь и компания, в которой я работаю. На данный момент я ничего лучше не ищу. В чем заключается самообразование для дизайнера? В этом и заключается сложность в моей профессии. Потому что все уже изобретено. Ты не пришьешь третий рукав, к примеру. Но саморазвитие - это опыт. Каждая коллекция для меня является неким вызовом. Я и мои коллеги все время сталкиваемся с чем-то новым, задумываемся как это реализовать, как сделать продукт более успешным, ищем новые пути развития и пытаемся максимально отвечать запросам потребителя. А он сейчас очень избалован, рынок одежды перенасыщен. Важны мелочи, нюансы, которые будут играть под новым углом. Нужно готовить одно и то же блюдо по –разному.
В индустрии существует много профессиональной литературы, каждый сезон выходят какие-то трендбуки, есть аналитические журналы, авторы которых мониторят этот рынок и делают прогнозы. Перед каждым сезоном я, как ведущий дизайнер, читаю много информации (литература, интернет).
Вы критичны в оценках работы коллег или конкурентов?
Во-первых, я очень критично отношусь к себе и считаю, что самое худшее для дизайнера, это если он перестает воспринимать критику. Вдруг в какой-то момент решил, что он - звезда и достиг вершин в профессии, настолько крут, что все остальные мнения, особенно критические, не важны. Наверное, это конец пути. Критика - абсолютно нормальное явление. С другой стороны, я знаю насколько тяжел этот труд, поэтому настаиваю, что критика должна быть обоснована, нельзя просто навешивать ярлыки и говорить о том, как это ужасно или некрасиво. Категоричности не должно быть. Правда где-то посередине. Но я не очень люблю копаться в работе конкурентов, не мониторю их коллекции. Я ориентируюсь на какие-то лучшие образцы мировых брендов. Во время своих поездок по миру я посещаю много магазинов и, конечно, все лучшее из того, что вижу, впитываю в себя.
Когда можно говорить о профнепригодности дизайнера? Насколько эти оценки объективны?
Одну сторону я вам уже рассказал. Есть еще и другая крайность - когда ты слишком не уверен в себе. Профессия дизайнера предполагает постоянный выбор, принятие решений как на маленьком уровне, так и на глобальном, а от этих решений тоже многое зависит. И если ты не умеешь вовремя собраться и быстро найти решение, ответить на вопрос и пойти дальше, то останешься стоять на месте. Так сложно реализоваться. Не должно быть много самокопаний и сомнений - это путь в никуда.
Часто ли приходится отстаивать свою точку зрения?
Всегда приходится отстаивать свою позицию. Но я человек адекватный. Я не могу защищать какую-то вещь и настаивать, что она обязательно должна быть запущена, если она никому не нравится, пусть даже она стильная, трендовая и круто смотрится на фото. Когда клиент не готов ее воспринять, то я становлюсь на его сторону. Не могу продавать то, что ему не нравится.
Многие коллекции космополитичны и инспирированы, по вашим же словам, странами и городами. Вы заядлый путешественник или речь идет о командировках?
Не секрет, что путешествия вдохновляют людей, это хороший способ вырваться из рутины, посмотреть на мир по-другому. Когда ты едешь в другую страну, то сталкиваешься с другой культурой, другим устройством быта. И ты становишься немного другим человеком, потому что открытия на каждом шагу, что позволяет испытать какие-то новые эмоции. Конечно, это здорово, и мне в этом плане с профессией и повезло и нет. С одной стороны, у меня есть четкий график, я всегда знаю, в какой момент что я должен сделать. Соответственно, какого-то личного времени немного, но, с другой стороны, благодаря профессии я обязан ездить по миру, участвовать в выставках, что-то покупать, искать. Я достаточно часто бываю за границей, и это тоже путешествие. Но есть нюанс: когда ты многое видишь, то тебя сложно удивить. К примеру, Европа вся похожа. Когда я устраивал командировки дизайнерам для инспирации, то выбирал специально страны, непохожие на среднюю Европу (Швеция, Португалия). И самое яркое впечатление пока – город Лиссабон, расположенный на краю материка. Там очень красиво.
Самая большая гордость в вашей жизни?
Расскажу такой случай, связанный тоже с путешествием. Какое-то время назад я поехал в Санкт-Петербург. И вот я приехал в центр, поднялся на Невский проспект, и первый человек, которого я увидел -женщина в моем костюме. Я испытал некие эмоции, связанные с восторгом, гордостью, потому что для дизайнера это самое приятное, что может быть. Когда ты видишь свою одежду на окружающих тебя людях, то понимаешь, что им нравится твоя работа. И это на самом деле здорово, потому что я работаю для людей.
Спасибо за приятный разговор! Желаем вам во всех точках мира, в которых вы окажетесь, встречать женщин в одежде вашего авторства!
Спасибо! До свидания!
Агентство PR и коммуникаций "Открытый подиум" благодарит за помощь в проведении интервью бар SVOBODY4