В Aiplatov studio создали сувенирный блок для Мирского замка
В конце 2017 года Aiplatov Studio разработала и реализовала сувенирный блок для замкового комплекса «Мир». Несмотря на громкий культурный инфоповод, о проекте почти ничего не известно. Мы обратились за подробностями к автору – дизайнеру Ивану Айплатову.
- Проект 100% готов и уже запущен. Мы пока не занимались его освещением - нет даже пресс-релиза, - потому что он еще не так масштабен, как задумано. Идея и воплощение принадлежат мне. Я давно хотел создать продукцию фирменного стиля для какой-то компании. Так получилось, что концепция одной из моих коллекций, в которой использовался принт, связанный с Мирским замком, была продиктована неспокойной ситуацией на Украине несколько лет назад. Основная мысль заключалась в том, что какой бы монументальной ни была стена, вынув даже один кирпич, можно разрушить ее полностью. Я вырвал слово «мир» из контекста замка, продолжил ассоциативный ряд «мирским кирпичом», так как по сути кирпичи – это единственное, что осталось от комплекса, и получил некий символ, знаковый для Беларуси. Так появился принт, у которого, как мне показалось, был большой потенциал. На его основе я решил сделать целый проект, посвященный культурно-историческому наследию нашей страны. Мне не нравятся прямые цитаты чего бы то ни было. Дизайнер всегда должен находить «место для маневра» и творчески переосмысливать как прошлое, так и современность. Но тут все лежало на поверхности, и я этим воспользовался, необычно переработав.
Нельзя сказать, что этот сувенирный блок рассчитан только на туристов. Во-первых, он отличается от другой подобной продукции своим функционалом. Ассортимент представлен несколькими видами сумок, свитшотов, худи, маек; различными аксессуарами для дороги: подушки под голову, платки, бафы, то есть применимыми в жизни изделиями. Мне было интересно сделать это так, чтобы люди, покупающие эти вещи, хотели бы их использовать по назначению. Во-вторых, что касается одежды, то она будет актуальна не только во время отдыха, но и вполне уместна в повседневности городских условий. Большинство людей все же утилитарно относятся к вещам. Это - европейский подход.
К примеру, в Москве на ВДНХ уже давно есть фирменные секции такой сувенирной продукции. Хотелось и в Беларуси сделать что-то похожее, в качестве эксперимента. Несомненно, дизайн должен продаваться. Это здорово, когда дизайн помогает зарабатывать деньги не только мне, но и партнерам, государству. У нас есть общее достояние республики, которое при грамотной подаче, сможет приносить прибыль стране и формировать положительный имидж. Важно, чтобы иностранные гости, глядя на наши сувениры, понимали, что в Беларуси есть не только соломка и драники, но и история, культура, промышленность, дизайн, искусство.
Касательно моей денежной заинтересованности, нельзя сказать, что это какой-то грандиозный бизнес-план. Скорее эксперимент. Я не привлекал для проекта средства извне, а использовал только собственные. Мирский замок получил от меня так называемый бонусный кейс и уже зарабатывает на нем. Я бы слукавил, сказав, что не хочу монетизировать эту историю в будущем. Но пока об этом не идет речь. В планах маштабировать проект до уровня BOSCO (Bosco di Ciliegi, российская компания, владелец сети магазинов, продающих одежду и предметы роскоши - прим. modalive.by), но для этого нужно финансирование.
Положительным моментом, связанным с коллаборацией дизайна и истории является и дополнительный взаимный пиар. Мы обсуждали это с директором замка Лойко Александром Чеславовичем - на редкость инициативным человеком. Ему понравилась сама идея и он хочет и дальше ее развивать. Уже принято решение по поводу дальнейшего сотрудничества, более того проведены съемки определенных ценностей, хранящихся в Мирском замке, для будущей работы. В будущем ланируем расширить ассортимент и придать ему качественную визуализацию.
Пока купить мои изделия можно только на территории замкового комплекса (два стенда в гостинице, сувенирный магазин), но вскоре они будут представлены гораздо шире.
Текст: Екатерина Лобач
Фото: Юлия Фанчан