Янж Недвецкий: «В творчестве я - революционер»

 

 

Янж Недвецкий не соотносит свое творчество ни с одной известной техникой, многое изобретает сам, а классическому образованию предпочитает поиск внутренних источников инспирации и эксперименты по их материализации. Его творения – "проводники в арт-мир, непораженные вирусами под ликом моды и маской стиля".

Практически все публикации о тебе начинаются с лида: «Янж Недвецкий - дизайнер, который создал туфли для Леди Гага, перстень для персонажа Джонни Деппа, сумочку для Мерей Матье, Патрисии Каас…» и т.д. Не задевает, что журналисты подчеркивают для публики значимость твоего имени исключительно упоминанием в контексте более попсовых и медийный имен? Не звучит: «Янж Недведский- дизайнер, который создал шедевральное кольцо/ легендарные туфли, к примеру…

Это иногда доводит, но я же понимаю их мотивы. Журналистам нужно жонглировать словами в угоду всеядному социуму, и они как повара готовят это блюдо, а упоминание той же Леди Гага придает последнему остроты. Конечно, раздражает. Многое раздражает. Хотя у меня такая пассивная в этом смысле призма видения, что я, понимая уровень модной журналистики в этой стране, не колеблю устоявшиеся правила. Мне уже практически безразлично, что обо мне пишут и как-то так сложилось, что интервью, честно говоря, в последнее время мало даю газетам, журналам. Самый главный аспект - это то, что мне все здесь не очень важно. Плохого в принципе ничего не пишут и ладно. А уже вот эта подача второстепенна. Я даю тексты на ознакомление своему директору, сам пробегаю глазами перед публикацией, но их не собираю, жена не собирает. Если речь о зарубежной прессе, то тогда стараюсь отслеживать.

Вторая часть этого журналистского штампа о тебе: «но мало кому известен в Беларуси». Твои работы выставляются в Национальном историческом музее; в частном интерактивном музее «Сула» на одной из экспозиций экскурсовод уделяет твоей персоне внимание. Есть мировое признание, но, по-прежнему, «нет пророка в своем отечестве». Почему? Недоработка регионального PR-отдела или исключительно отсутствие целевой аудитории в РБ?

PR-отдел здесь вообще не работает (он упразднен). В первую очередь, это связано с отсутствием моих клиентов в Беларуси. И это - рыночная бездна. Это самый прозаичный и честный ответ. Мне казалось, что спустя пять, десять лет что-то поменяется, но как-то так все и остается. Не знаю почему. Хотя по уровню благосостояния потенциальных клиентов мы приближаемся к московскому. Но у меня и десять лет назад, когда Москва была на уровне сегодняшнего Минска, было намного больше заказов именно там. Мы выросли на некоторых позициях вроде бы, на некоторых целевых сегментах. И денег, как мне кажется, у людей хватает – каждая третья машина на светофоре по 100 тысяч… До конца я не понимаю, почему так. Наверное, это проблемы большей части постсоветской зоны.

Ты пренебрежительно отзываешься о белорусском модном сообществе. Что может изменить ситуацию, по твоему мнению?

Я не знаю ответа на этот вопрос. Я иногда об этом думаю, но четкой формулировки, что могло бы здесь «срезонировать» у меня нет. Мне кажется, что даже европейское влияние не сможет изменить так называемый код прошива. Может, только время должно пройти. Может, еще лет десять… Как и во всем время или вылечивает, или наоборот вытягивает наружу многие проблемы.

Учитывая, что, по твоим словам, мозг постоянно генерирует нетривиальные идеи, что может удивить или впечатлить до мурашек?

Мой ребенок ежедневно доводит до мурашек! Учебой, еще какими-то бытовыми вещами. Но если честно, то я не знаю, потому что удивить действительно сложно. После рождения моего ребенка ничто не может сравниться с этими впечатлениями. Это самый глубокий и широкий всплеск моих эмоциональных ресурсов.

Работа в качестве художника по костюмам вообще не в сфере интересов?

Нет, просто пока я не получал интересных предложений.

Как ты относишься к своему творчеству: это доходное ремесло или есть амбиции вписать свое имя в историю мирового прикладного искусства? Стать Пьером Янторни XXI века, к примеру?

Нет, такого уровня амбиции у меня закончились, когда я работал на модный дом Yves Saint Laurent, итальянские бренды. И уже в этом ресурсе точно нет. Я, может, не откажусь от улицы Янжа Недвецкого. Шучу. А что касается дохода, то это субъективные начинки тех "инъекций", которые называются критериями. Кому-то это вовсе недоходно, а кому-то наоборот. Я уже к этому доходу привык и не могу сказать, что это какой-то очень прибыльный бизнес. Да, он выходит за рамки среднестатистического заработка. Вообще же это с детских времен стиль и смысл жизни. Я работаю по 10 часов в среднем. Плюс время на ребенка, получается 16-17 часов. Сплю по 3-4 часа, как Наполеон.

А как насчет того, чтоб через сотни лет на твоих работах изучали прикладное искусство, уникальные техники?

Пока ты формулировала этот вопрос, я не почувствовал никакого волнения. Мне без разницы. У меня есть ученики, которые ломаются, собираются, сочиняют стили. Я лично не работаю в каких-то осознанных традиционных техниках. Я же ничему никогда и нигде не учился. Я как безумный сочиняю свои параграфы во всем. Когда-то я, кстати, «нанюхался» информации об уникальных подчерках творцов прошлого, знаю историю многих художников. И я тоже добавлял в краски и вино… Да чего только не добавлял! Я очень больной в этом плане. Сейчас уже немножко остыл, потому что провел через себя всю эту «лабораторию» и могу с закрытыми глазами многое. А когда я себя в этом «выращивал», то, конечно, было сложно и много экспериментов.

Ты испытывал когда-нибудь творческую зависть? К создателю какого-нибудь арт-объекта или предмета искусства (живопись; скульптура)?

Ты знаешь, у меня она и сейчас иногда возникает. Я плотно сотрудничаю с Голливудом (мои агенты) и когда я вижу очередной какой-то костюм, к примеру, на дорожке (имеется в виду red-carpet treatment-прим. modalive.by), то понимаю, что идея яркая, острая, но реализовать ее я смог бы круче! Но это проходит мимо, как информационный шум, и я абсолютно не зацикливаюсь на этом. Как дополнительный мотиватор это не срабатывает. Люблю бешенный стресс в работе, где- то со "щепоткой" такого подлинного страха. Я очень жадный до этого, потому что в последнее время редко получаю такую дозу удовольствия от процесса. А когда поступает заказ, который тебя заставляет немножечко колебаться, то понимаешь, что нужно сделать очень круто и превзойти самого себя в первую очередь. Я не повторяюсь практически никогда в техниках - во многих вещах в этом плане хочется быть революционером. Поэтому, возвращаясь к твоему вопросу о том, сложно ли удивить: я могу удивляться в таких вот войнах с самим собой.

А тебя не волнует, что появятся подражатели и конкуренты, которые при отсутствии эталонов в твоей работе, смогут ее копировать?

Это невозможно на 99%! На сегодняшний день никто не сможет конкурировать со мной. Никто в мире не делает такую обувь. В одежде, может быть. И то, если разбирать каждое изделие на наночастицы… Это очень большие трудовые и временные затраты. Только такой сумасшедший как я может создавать пару обуви по 6-7 месяцев и жить с ней круглосуточно. Проще копировать тот же Yves Saint Laurent и зарабатывать деньги. Даже если кто-то и сможет работать на моем уровне, то копировать нет смысла, потому что можно созидать автономно. А если такой творец появится в Европе, Японии или Америке, то вероятно «перелетит» меня по количеству заказов. Потому что нахожусь в основном в Москве /Минске, а работу делают агенты. Или агенты звезд на меня сами выходят.

Давай смоделируем ситуацию: через несколько сотен лет наши потомки найдут артефакт-вещь авторства Янжа Недвецкого. Что они смогут по ней понять о нашей цивилизации? У тебя есть зашифрованные послания и коды в изделиях?

Нет, я не практикую ничего подобного (улыбается). Это все здесь и сейчас. Я же занимаюсь еще скульптурой, живописью и там прошел все эти промежутки. Многие мои картины заложены в таких объемах, где есть место подобным аллюзиям. Но в одежде точно нет.

Твои прогнозы по поводу использования ручного труда в будущем?

Мне кажется, что ручная работа будет востребована. Сейчас вырос спрос на нее. Хотя  она всегда была востребована за границей. Там есть старые школы; ручной труд все еще «в тонусе». Объективно, что потихоньку в упадок уходит ювелирка - заводы переломили ход вещей. Скульптуру и живопись автоматизировать и поставить на поток нельзя. Что до меня, то в год больше десяти заказов выполнить я технически не могу. Поэтому на мой век точно хватит этого спроса!

Конечная цель как творца?

Наверное, создать Дом своего искусства, который бы работал хотя бы наполовину без моего вмешательства. Пока не получается найти таких учеников, которых бы я «запрограммировал» на выполнение определенных действий. Сейчас часть выполняет ювелир, есть помощники на маленьких операциях, на которые бы я потратил в разы меньше времени, чем они тратят... Но они же еще учатся при этом. Хочу, чтобы как у нормальных «лагерфельдов» сидеть в самолете и не парится о том, как и что делается (улыбается). Хотя, мне кажется, что они уже давно превратили индустрию непонятно во что и не парятся. Я одно время у Карла (Karl Lagerfeld - прим. modalive.by) на фабрике заказывал обувь, так как делаю на основе чего-то. Но дошло до такого, что хотелось возврат оформить. Около 2000 евро за криво наклеенные куски кожи!?! Китайцы для своего внутреннего рынка уже делают все намного лучше.

49722725_1046363925545383_1802924627019288739_n 47692864_355967105186800_1797333250229216031_n 104 45633889_497471970766106_7667340021710054526_n 40051136_1329577047178911_1325825390316355584_n

 

 

Перепечатка материалов modalive.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь
Автор текста: Екатерина Лобач



Подпишитесь и получайте подборки лучших статей