Ювелирное искусство: материалVSконцепция

«Если материалы важнее той мысли, которую они должны выразить, то мы сбились с пути». Эта цитата Дэвида Постона (почти сорокалетней давности) натолкнула нас на рассуждения о том, что можно, к примеру, считать ювелирным произведением, если номинальная стоимость сырья невысока?

Ювелирные изделия всегда были символом определенного достатка и статуса. Каратность и изящество, художественное исполнение и ручная обработка определяли стоимость украшений. Но с приходом механизации массовое производство дешевых серег, колец, цепей, брошей лишило их элитарности. Кроме того, технологический процесс дал возможность экспериментировать со сплавами, камнями и формами. Ювелиры начали использовать наравне с благородными металлами и полудрагоценные материалы, зубы и когти животных, эмаль.

Мало кто знает, но в истории ювелирного искусства был момент преобразования такого металла как чугун в изысканные украшения! В начале XIX века так называемое берлинское железо, благодаря мастерству художников, литейщиков, химиков и колористов, превращалось в тончайшее железное кружево, фрукты и цветы, миниатюрные архитектурные объекты. Особый спрос на чугунные комплекты был во время войны против Наполеона. Выразить свой протест против французского врага и материально поддержать армию можно было обменяв золотые изделия на чугунные.

В отдельный этап эволюции ювелирного дела выделяется увлечение охотничьими трофеями в серьгах, парюрах и кольцах. Части экзотических животных и насекомых крепились тонкой проволокой из дешевых металлов, а украшались драгоценными камнями. Позже такие изделия стали еще и двигаться при помощи электричества (от мини-батарейки, спрятанной в одежде) - у бабочек двигались крылья, кролик бил в барабан. Но это были, как принято сейчас говорить, дорогие «лимитки».

В 1860-х годах большую популярность приобрел гагат - черная окаменелая древесина, крупное месторождение которой находилось на побережье Йоркшира. Там же расположились многочисленные мануфактуры и ателье по его обработке. Несмотря на большие куски гагата и возможности для дизайна, как правило, ему придавали вполне традиционную форму: ветки лозы, ландыши, цепочки. Ценилось мастерство обработки, а не концепт. Популярностью пользовалась религиозная тематика, в том числе и из-за того, что в тот период траур длился 21 месяц и один день и не предполагал никаких украшений. Исключение составлял именно гагат.

В XXI веке в ювелирном искусстве, как и в моде, часто встречаются взгляды автора на остросоциальные проблемы. Так, американский мастер Джен Ягер создала свою коллекцию «Городской мусор» из драгоценных сплавов. Созданные из золота, серебра и пластика (флаконы из-под кокаина, найденного на улицах Филадельфии), ее украшения призывают обратить внимание на пугающие масштабы наркомании, насилия и преступлений в мире и принимать срочные меры для их снижения.

Как показывает время, любое прикладное искусство приобретает историческую ценность, а в последствии и материальную. Поэтому часто концепция и контекст стоят дороже, чем штампованный большИм тиражом золотой предмет.

Источник: "Ювелирное искусство. От Средних веков до наших дней", Клер Филлипс,2019г.

Перепечатка материалов modalive.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь
Автор фото: https://www.vam.ac.uk/



Подпишитесь и получайте подборки лучших статей