Hand made: станет ли уникальность массовой

В моде так много ручного труда, что, говоря о hand made, мы сразу делаем акцент на том, что речь идет о работе не на швейном оборудовании. Hand made был всегда. Вспомним только нехватку стильных или разнообразных вещей в 90-е годы ХХ века, которые в свою очередь привели к плачевными культурным последствиям.

 

В гонке за европейскими марками мы потеряли внимание, а значит и практику, образование в вопросах культурных традиций нашего региона. Девушка в вязаном джемпере смотрелась, скорее, как представительница бедной группы населения, нежели автор или человек с изысканным вкусом. Хотя каждый помнит уроки труда в школе, где нас учили декорировать изделия, но не учили делать это модно. Нам не давали переделывать старые куртки брата или декорировать джемпер бисером или цветами. Учреждения образования и центры ремесленничества не справлялись со своими задачами так, как это было нужно голодному, свободному, оставленному один на один с проблемами дефицита поколению людей, «дорвавшихся» до европейских товаров. Все, произведенное руками, стало немодным. Нам хотелось всего иностранного, быстрого, импортного. Потери были неизбежны. В гонке на выживание, улучшение бытовых потребностей жизни мы забыли о том, что вязание, вышивание, буклирование, декоритрование – это высокозатратные процессы, которые требуют внимания и достойной оплаты труда, если речь идет о производстве.

Человечество создало все, что только можно представить на текущий момент. Осталось поставить на поток 3D-печать, с помощью которой можно материализовать все – от обуви до платья. В Европе же внимание к изделиям ручной работы никогда не угасало. Вспомним одну лишь Италию, которая является флагманом в изготовлении hand made fashion- продуктов. А в 2005- 2007 годах интерес к таким вещам проявился у нас. Ремни, обувь, бижутерия ручной сборки стали входить в списки важных покупок во время шоппинга в Милане. Клиенты хотели - итальянцы производили. Это ярчайший пример развития hand made. В странах Африки и Азии, где большая часть населения выполняет работу руками, наблюдаются схожие процессы. А европейский потребитель уже легко откликается на так называемые инъекции эксклюзива в повседневный гардероб. Джинсы, расшитые бисером или с вышивкой, стали все чаще появляться в модных журналах. А за ним последовала «смелость индивидуальностей делать это самостоятельно».

 

Сейчас избыток на рынке предложений и доступность информации порождают все больший негатив к масс-маркету. Способы производства одежды, этические аспекты, потеря уникальности возвращают модников к поиску штучного товара, eco-friendly. Важную роль в связке «спрос-предложение» сыграл и экономический кризис 2008 года, когда люди остались без работы и начали монетизировать хобби. В Беларуси этот процесс проходит массово. Не все дизайнеры планируют создать fashion – бренды, строить бизнес. Свой заработок ремесленники, умеющие шить, изготавливать аксессуары, видят пока в продажах на ярмарках, маркетах, городских мероприятиях. А получать заказы, не участвуя в больших рекламных компаниях с крупными бюджетами, стало просто, благодаря социальным сетям.

Но и ведущие бренды заинтересованы в возрождении ремесел как производства сырья для премиального сегмента: кружева, шерсть, декор для одежды. Мы слышали неоднократно о восстановлении процесса ткачества слуцких поясов, оренбургских платков. Аналитика WGSN уже в 2005-2007 годах прогнозировала, что hand made будет использован в массовом производстве. Бренды группы Inditex начали активно привлекать ремесленников к созданию аксессуаров (шляпы, плетеные сумки ручной работы). Поэтому вещи локальных мастеров не могут быть дороже, если у них нет уникального преимущества перед такими гигантами индустрии. Но при этом вещи hand made не могут быть дороги в рознице, так как цена их производства уже выше, чем изделия машинного производства. Это скорее стратегические шаги для представителей масс –маркета, которые ставили низкую добавочную стоимость на изделия, заказанные в Бангладеш, Индии, Пакистане и других странах.

Hand Made - часть большого движения, поэтому у него перспективное будущее. Сегодня мы смело можем говорить, что fashion – продукция hand made по праву должна стоить дороже. Невзирая на то, используется ли она как компаньон в изделиях масс-маркета или является предметом труда портных.

Перепечатка материалов modalive.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь
Автор текста: Руководитель агентства PR и коммуникаций "Открытый подиум" Янина Гончарова
Автор фото: из открытых источников

Читайте также

  • Китай в моде: впечатления гостей и участников показов Китай в моде: впечатления гостей и участников показов
  • LEORGOFMAN: new formal LEORGOFMAN: new formal
  • Полоска: носим старый принт по-новому Полоска: носим старый принт по-новому



Подпишитесь и получайте подборки лучших статей